8:40
Автор: Рубрика: ИНТЕРЕСНЫЕ МЕСТА В ПЕТЕРБУРГЕ Комментариев нет

НОВЫЙ МУЗЕЙ В С-ПБ — НОВЫЙ ПОВОД ДЛЯ ГОРДОСТИ

В выходные посетила Музейный (экспозиционный)  комплекс Государственного Эрмитажа в восточном крыле Главного Штаба, Санкт-Петербург — Музей искусства XIX-XX веков. Санкт-Петербург, Дворцовая пл., д. 6-8. И испытала невыразимое чувство гордости за Санкт-Петербург, за новый современный музей. Делюсь впечатлениями.

Восточное крыло здания Главного штаба после реконструкции стало частью Государственного Эрмитажа, Музеем искусства XIX-XX веков. Здание Главного штаба, возведенное на Дворцовой площади выдающимся архитектором русского классицизма К.И.Росси в 1820—1830 гг..., один  из символов Российской империи и одна из вершин русского ампира,   теперь превратилось в современный музей.

Главный штаб. Санкт-Петербург. Музей искусства XIX-XX веков.

Главный штаб. Санкт-Петербург. Музей искусства XIX-XX веков.

Реконструкция Главного штаба по проекту Олега и Никиты Явейнов и Петербургского архитектурного бюро «Студия 44» — это один из грандиозных проектов музейной реконструкции ХХI века.  Проект был сложным и растянулся по одним подсчетам на двенадцать, а по другим на двадцать пять лет: здание передано Эрмитажу в 1989 году, проектирование начато в 2002. В 2014 году реконструкция восточного крыла Генштаба завершилась – корпус стал живым и действующим продолжением главного художественного музея страны. Сложность этого проекта заключалась не только в строгом регламенте обращения с  объектом культурного наследия, но и в самой задаче приспособления министерского (по сути, офисно-жилого) здания начала XIX века в музейный комплекс XXI века.

Зима снаружи и внутри музея. Санкт-Петербург. Картина Кандинского.

Зима снаружи и внутри музея. Санкт-Петербург. Картина Кандинского.

Идеология реконструкции выращена из архетипов исторического Эрмитажа – его анфиладных построений, барочных перспектив, висячих садов и больших выставочных залов, освещенных верхним светом. Возрождение этих принципов призвано было обеспечить культурную преемственность и родство образов старого и нового музея. Вместе с тем проект гармонично  вчитывается и в архитектуру Росси, и находит ее иерархию и регулярность. Основные экспозиционные помещения объедены в три анфиладные линии: Дворцовую линию (вдоль Дворцовой площади), Певческую линию (вдоль Певческого проезда), Речную линию (вдоль набережной реки Мойки) и дополнены центральной Большой анфиладой внутренних дворов-атриумов. В

Танцевальный зал квартиры министра иностранных дел

Танцевальный зал квартиры министра иностранных дел

экспозиционную зону из парадного входного вестибюля ведет величественная лестница, размещенная в самом большом из пяти внутренних дворов.

Первый этаж здания, расположенный ниже Большой Анфилады, решен как своего рода крытое продолжение Дворцовой площади, городской форум с сопутствующей музею коммерцией, информационным центром, гардеробами и билетными кассами. Зоны постоянной экспозиции располагаются на 2-ом, 3-ем, 4-ом и 5-ом этажах.

Галерея памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых. Зал Пикассо.

Галерея памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых. Зал Пикассо.

На втором этаже музея в настоящее время открыта экспозиция «Искусство эпохи модерна», тематическая выставка посвященная Министерству финансов Российской империи, которое располагалось в стенах этого здания. На третьем этаже созданы экспозиции «Под знаком орла. Искусство ампира», «Французская живопись и скульптура XIX века», «Западноевропейское искусство XIX века (Германия, Голландия, Бельгия)», Музей гвардии XVIII века, постоянная выставка, рассказывающую о Министерстве иностранных дел Российской империи, некогда занимавшем эту часть Главного штаба. На четвертом этаже в «Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых» представлена живопись Франции второй половины XIX века: импрессионистов, постимпрессионистов, художников группы Наби. Отдельные залы отведены для полотен Матисса, Пикассо и других мастеров XX века.

Кроме того  в залах Главного штаба регулярно проходят временные выставки, это главная музейная площадка для показа современного искусства.

 

Интересное в музее:

1 -  В залах  Музея гвардии XVIII века выставлено Платье мундирное Екатерины II по форме лейб-гвардии конного полка. 1770-е гг.   

Экспозиции музея. Платье мундирное Екатерины II

Экспозиции музея. Платье мундирное Екатерины II.

В мундирных платьях императрица  по праздничным дням принимала офицеров гвардейских полков. В этих костюмах сочетались формы господствующей французской моды с элементами старого русского костюма. Это было так называемое «платье приподнятое», или драпированное в карманах. Особенность этого туалета заключалась в том, что при помощи конструкции, состоящей из системы колец, пришитых с изнанки юбки верхнего распашного платья на боках и спинке и пропущенных через них тесемок, концы которых закреплялись у карманов, можно было изменять фасон платья, драпируя его в буфы, образующие три закругленные полы – более короткие на боках (как бы крылья) и длинную сзади (хвост). Таким образом, платье со шлейфом превращалось в платье без шлейфа с красиво драпированной юбкой распашного верхнего платья, из-под которой видна была юбка нижняя.

Екатерина Великая была невелика ростом. Рост императрицы был 157 см. И вот еще несколько интересных фактов о Екатерине Великой:

  1. При царствовании Екатерины Великой с 1762 по 1796 год владения империи расширились. Из 50 губерний 11 были приобретены в годы ее царствования. Сумма государственных доходов выросла с 16 до 68 миллионов рублей. Были построены 144 новых города. Почти вдвое увеличилась армия, количество кораблей российского флота выросло втрое. Армией и флотом было одержано 78 блестящих побед, упрочивших международный авторитет России. При этом за время ее царствования была совершена только одна казнь — предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачева.
  2. Распорядок дня Императрицы был далек от представления обывателей о царской жизни. Ее день был расписан по часам, и распорядок его оставался неизменным на протяжении всего царствования. Изменялось лишь время сна: если в зрелые годы Екатерина вставала в 5, то ближе к старости – в 6-7 часов утра. Позавтракав, государыня принимала высокопоставленных чиновников и статс-секретарей. Дни и часы приема каждого должностного лица были постоянными. Рабочий день заканчивался в четыре часа, и наступало время отдыха. Часы работы и отдыха, завтрака, обеда и ужина были постоянными. В 10 или 11 часов вечера Екатерина заканчивала день и отходила ко сну.
  3. Ежедневно на питание Императрицы тратилось 90 рублей (для сравнения: жалованье солдата в эпоху правления Екатерины составляло всего 7 рублей в год). Любимым блюдом была вареная говядина с солеными огурцами.
  4. К моде Екатерина была равнодушна. В будние дни императрица носила простое платье и не надевала драгоценностей.
  5. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, однако писала пьесы, и даже отправляла некоторые из них на «рецензирование» Вольтеру.
  6. Люди, близко знавшие Екатерину, отмечают ее привлекательную внешность не только в молодости, но и в зрелые годы, ее исключительно приветливый вид, простоту в обращении.
  7. Екатерина сознавала, что нравится мужчинам и сама была неравнодушна к их красоте и мужественности.
  8. Императрица была вспыльчива, но умела владеть собой, и никогда в порыве гнева не принимала решений. Была очень вежлива даже с прислугой, никто не слышал от нее грубого слова, она не приказывала, а просила выполнить ее волю. Ее правилом было «хвалить вслух, а бранить потихоньку».
  9. Императрица была заядлой курильщицей. Хитроумная Екатерина, не желая, чтобы ее белоснежные перчатки пропитались желтым никотиновым налетом, приказывала обворачивать кончик каждой сигары лентой дорогого шелка.
  10. Императрица читала и писала на немецком, французском и русском, но допускала много ошибок.
  11. Еще до кончины Екатерина составила эпитафию для своего будущего надгробия: «Здесь покоится Екатерина Вторая. Она прибыла в Россию в 1744 году, чтобы выйти замуж за Петра III. В четырнадцать лет она приняла троякое решение: понравиться своему супругу, Елизавете и народу. Она не упустила ничего, чтобы добиться в этом отношении успеха. Восемнадцать лет, исполненных скуки и одиночества, побудили ее прочесть много книг. Взойдя на российский престол, она приложила все старания к тому, чтобы дать своим подданным счастье, свободу и материальное благополучие. Она легко прощала и никого не ненавидела. Она была снисходительна, любила жизнь, отличалась веселостью нрава, была истинной республиканкой по своим убеждениям и обладала добрым сердцем. Она имела друзей. Работа давалась ей легко. Ей нравились светские развлечения и искусства».

2 – Панно Анри Матисса «Танец»  и «Музыка». История написания.

Галерея памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых. Зал Анри Матисса.

Галерея памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых. Зал Анри Матисса.

В 1908 году московский купец, меценат и коллекционер живописи Сергей Иванович Щукин, который был хорошо знаком с Матиссом, предложил художнику исполнить декоративные панно для декорации лестницы его особняка, аллегорически изобразив процессы музыки и танца. Матисс прислал эскизы с несколькими вариантами работы. По  замыслу художника, человеку, входящему в дом с улицы, нужно «сообщить чувство облегчения», поэтому для первого этажа художник выбрал сюжет с танцем. На втором этаже, полагал он, был более сообразен сюжет с музицирующими и слушающими. Так появились парные панно «Танец» и «Музыка». В планы Матисса входило и написание третьего полотна, «Купание» (или «Медитация»), на котором были бы изображены отдыхающие, однако дом Щукина был двухэтажным, и его заказ предполагал создание только двух композиций, вследствие чего «Купание» сохранилось лишь в набросках автора.

Незадолго до отправки в Россию оба панно были выставлены на парижском «Осеннем салоне» 1910 года, вызвав грандиозный скандал эпатирующей обнажённостью персонажей и неожиданностью трактовки образов. В связи с этим Щукин отказался от них, но уже вскоре, по прибытии в Москву, изменил своё решение. В срочной телеграмме, отправленной Матиссу, он сообщил, что окончательно согласен приобрести работы, а затем подтвердил свои намерения письмом: «Сударь, — писал коллекционер, — в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться».

Примечательно, что, несмотря на своё согласие «сражаться», при получении картины Щукин попросил Матисса закрасить гениталии изображённых на ней персонажей, которые, в частности, стали одной из причин скандала на Осеннем Салоне. Этой просьбой он опроверг свои слова о решении «пойти наперекор нашим буржуазным воззрениям и поместить на лестнице своего дома картину с обнажёнными». Щукин понимал, что для признания художника московской публикой его собственных убеждений было недостаточно.  Обе картины — «Танец» и «Музыка» — благополучно прибыли из Парижа в Москву в начале декабря 1910 года.

P.S. Ван Гог в музее тоже есть — так что идти всем — на лабутенах и без них)))

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир

Хочешь получать статьи этого блога на почту?
ПОДПИСКА
Новые статьи блога

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Мой Мир

&image=&noparse=true">
Комментариев нет

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: